...Во-вторых, нельзя исключать сценария вооруженных столкновений. Ни Белград, ни Приштина в них не заинтересованы, однако и среди косоваров, и среди сербов достаточно радикалов, способных на провокации. В крайне сложной ситуации оказываются сербы, остающиеся на территории Косово. Власти края и их внешние патроны крайне заинтересованы в благополучии меньшинства, поскольку любой инцидент грозит самопровозглашенному государству катастрофическими моральными последствиями. Но сколь долго ЕС и НАТО готовы нести полную ответственность за безопасность - неясно.
Неприятное «эхо» косовских событий угрожает соседним странам - Боснии и Македонии.В середине 1990-х, когда в соответствии с Дейтонскими соглашениями было создано государство Босния и Герцеговина, составлявшим ее этническим общинам - сербам, хорватам и мусульманам - самоопределяться запретили. Международные кураторы боснийского суверенитета, по сути, заставили все три общины объединиться в одно государство. Тем самым возобладал неэтнический принцип его построения.
В основу косовской независимости положен как раз этнический принцип. Что позволяет, как минимум, боснийским сербам вернуться к требованиям самоопределения, то есть присоединения к Сербии. Новый передел Боснии чреват гигантскими проблемами для всей Европы.
Македония - страна с крупным и постоянно увеличивающимся албанским меньшинством (рождаемость среди албанского населения выше, чем среди славянского). И хотя идеи «Великой Албании» больше напоминают политическую спекуляцию, вопрос об албанцах как разделенном этносе может оказаться актуальным.
В-третьих, косовский прецедент, безусловно, существует, и он будет оказывать влияние на ход событий в разных уголках Европы.
Его воздействие едва ли станет решающим в стабильных и благополучных государствах Европейского союза, имеющих потенциал сепаратизма (Франция, Бельгия, Испания, Великобритания и пр.). Правда, «допингом» может оказаться не собственно косовский случай (смешно сравнивать сепаратизм фламандцев и косоваров), а тот факт, что проблема самоопределения вновь всплывает на повестку дня.
А вот страны нестабильные и еще не до конца утвердившиеся - как те же Босния и Македония, так и Грузия, Молдавия и Азербайджан - ощутят на себе воздействие косовского сценария. Прецедентность будет трактоваться там в прямом смысле.
В-четвертых, и это общая проблема, связанная отнюдь не только с Косово, наблюдается дальнейшее ослабление международных институтов. Они все больше отстраняются от решения насущных проблем. Неспособность великих держав договориться о правилах поведения приводит к деградации практически всех организаций. Международное право все больше приобретает инструментальный характер и служит не основой принятия решений, а способом легитимировать то, что уже решено. вернуться
Комментариев нет:
Отправить комментарий